Современная школа требует от учителя сформировать у учащихся систему знаний на высоком уровне теоретического обобщения, который обеспечивал бы понимание ими закономерностей развития природы и общества, сущности научных теорий. В этом случае усваиваемые знания включаются в новые связи, становятся «действующим инструментом» в приобретении новых знаний и преобразовании окружающей действительности. Раскрытие общих теоретических положений отражается на организации и уровне освещения учебного материала и системы уроков.
Решая проблему формирования обобщенных знаний, педагоги сталкиваются с целым рядом насущных для обучения вопросов: отбором необходимого учебного материала, укрупнением информационной емкости усваиваемых учащимися единиц учебного материала и за счет этого сокращения их количества. Формирование обобщенных теоретических знаний позволяет разгрузить содержание урока и системы уроков.
Усвоение стержневых в учебном предмете систем знаний на уроке теоретического обобщения есть необ-
ходимое условие формирования у учащихся целостной картины мира и материалистического мировоззрения.
С овладением обобщенными теоретическими знаниями связано развитие познавательной активности и са-
мостоятельности учащихся, что для современной школы является не только необходимым результатом обучения,
но и условием овладения учащимися сложным учебным материалом, условием превращения знаний в убеждения. Это объясняется тем, что овладение теоретическим обобщением обеспечивает ученику активную позицию
н изучении последующих вопросов учебного предмета. И тем шире сформированное обобщение, чем обширнее сфера его применения, возрастают творческие возможности учащихся и, следовательно, растет их познавательный интерес к выполняемой работе. Таким образом, повышение теоретического уровня содержания учебного материала и развития познавательной самостоятельности учащихся логично рассматривать как взаимозависящие и взаимообуславливающие друг друга педагогические проблемы.
Задачей современной школы является не только обеспечение формирования теоретических знаний и обобщенных способов деятельности, но и создание возможности для широкого их применения.
Процесс поиска решения комплекса этих взаимосвязанных проблем нашел отражение в книге Л.В. Занкова «Дидактика и жизнь». Автор показал зависимости между целью способами обучения и его результатами на примере изучения математических законов в 1-м классе. Он приводит примеры, с помощью которых иллюстрирует основное направление, в котором должна осуществляться перестройка обучения, вызванная необходимостью активизировать деятельность учащихся, чтобы развивать их познавательные возможности.
Изменение цели влечет за собой пересмотрение результата, а вместе с тем и способов, обеспечивающих определенный уровень усвоения. Освоение знаний ни уровне овладения обобщенными понятиями, принципами, закономерностями становится возможным в результате активизации деятельности учащихся при освоении конкретного содержания; осмысления содержательных зависимостей в сочетании с осмыслением процесса совершаемой учащимися деятельности.
Решение этих задач требует специальной методики обучения. Существует взаимозависимость между осознанием содержательных связей и зависимостей и системой познавательных действий, которая приводит к тому, что овладение знаниями объективных фактом, научных обобщений, понятий и законов, их системой следует считать основным направлением дидактики в решении задач развивающего обучения. Активность ученика, способность самостоятельно планировать познавательную деятельность зависят от познавательной активности, уровня его подготовки, умения обобщать, абстрагировать. Анализ организации усвоенных учащимися знаний и умений, их содержательной структуры дает возможность судить об особенностях операционной структуры их познавательной деятельности.
Знания и умения, сформированные на разном уровне обобщения, свидетельствуют о разном уровне проникновения в сущность содержания учебного материала, о различии в операционной структуре познавательной деятельности учащихся, а также уровне их самостоятельности.
Усвоение на уровне понимания общего принципа, общей закономерности, обобщенных понятий.
Усвоение на уроке осознания общей зависимости позволяют ученику выполнить систему адекватных действий. В результате понимания общей зависимости рамки узкого, конкретного преодолены, «ученики видят в совершаемой операции не только частное явление, связанное со строго определенным содержанием и как бы присущее не только этому содержанию, но и нечто самостоятельное, отличное от того содержания, на котором совершается данное преобразование». Они обретают самостоятельность, способность действовать, которые растут по мере изучения темы.
Таким образом, обеспечивая усвоение теоретических знаний, учитель на качественно более высоком уровне осуществляет обучение и развитие учащихся. И силу зависимости между целью, ориентирующей на определенный уровень усвоения, и способом учения поиски путей в решении этих задач неизбежно приводят к необходимости перестройки процесса обучения.
Автор: Ирина Федоренко