logo
 

В группе общих компетенций, выделяемых Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования для всех направлений подготовки, особое место занимают требования осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. Разнообразие информационных источников, представленных данными в различных медиа форматах, а также тенденция к информатизации образовательного пространства способствуют внедрению в практику педагогической деятельности эффективных технологий, механизмов, инструментов и приемов работы с учебной информацией. В основе содержания современного образования лежит необходимость формирования универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Первостепенной задачей педагога становится формирование у обучающихся умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Более того, будущий специалист должен уметь понимать, преобразовывать, анализировать, воспроизводить информацию, используя различные способы подачи данных. Как известно, наибольшее количество информации, обрабатываемой человеком, носит визуальный характер. Необходимость работы в пространстве визуальной информации способствует профессиональному росту и самореализации, потому что данный вид информации направлен на развитие визуального мышления, которое в психологической концепции определяется как «человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым». На наш взгляд, актуальной является теория о том, что необходимо обучать студентов преобразовывать вербальную информацию в визуальную, систематизируя и логически выстраивая ее, обоснованная П. Н. Виноградовым, О. А. Голицыной.

Таким образом, эффективным способом визуализации информации выступает инфографика – актуальное направление коммуникативного дизайна, представляющее собой синтетическую форму организации информационного материала. Инфографика включает в себя как визуальные, так и текстовые элементы, выполняющие пояснительную функцию. В зависимости от целей обучения, его аудитории или конкретного предмета инфографика, как способ компоновки информации, может иметь статичный, анимированный или интерактивный характер.

В образовательном процессе выделяют два направления работы с инфографикой. В первую очередь, инфографика создается преподавателем для решения образовательных задач с целью привлечения внимания обучающихся к теме. Второй вариант  подразумевает в процессе создания инфографики непосредственное участие обучающихся (индивидуальное и/или в составе небольшой группы): проведя собственное исследование, студенты анализируют и структурируют материал для дальнейшего его «конвертирования» в графическую форму с помощью различных инструментов. Такая работа способствует более глубокому погружению в изучаемую тему, развивает критическое мышление, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Также необходимо отметить, что создание инфографических объектов и обучение студентов их детальному анализу способствуют эффективному формированию у них визуальных образов, с чем и связана в первую очередь цель использования визуализации в образовательном процессе.

В обоих вариантах процесс создания инфографики включает в себя несколько этапов: формулирование целей и задач, которых необходимо достичь с помощью инфографики (в зависимости от предметной области); подбор необходимого тематического материала (тексты, таблицы, диаграммы, изображения и др.); аналитика, обработка данных, унификация формы их представления; построение понятной визуализации с применением доступных технологий.

Стоит отметить, что педагог при работе с инфографикой должен ставить перед собой такие задачи: передача сути через визуальный образ, появление эмоциональной реакции у реципиента информации, помощь студенту творчески представить результаты собственного исследования.

Приведем несколько примеров использования инфографики в образовательном процессе, апробированных преподавателями ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий».

Особое место создание инфографических объектов занимает в подготовке студентов, обучающихся по педагогическим направлениям. Данный прием используется в качестве домашнего задания, творческой (проектной) работы на занятиях профессионального модуля «Новые информационные технологии в образовании» специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Кроме того, разработка дидактических материалов (в зависимости от выбранной предметной области) с применением инфографики выступает как вид учебно-производственной работы во время прохождения учебной практики: студентам предлагается не только разработать собственную инфографику, но и спроектировать учебное или внеклассное занятие по ее разработке, комбинируя при этом различные методы обучения. Например, для классного часа студенты специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах могут подготовить инфографическую памятку о правилах дорожного движения, а для урока повторения и обобщения по теме «Явления природы» разработать план занятия с групповой работой. При этом можно использовать как интернет-сервисы для создания инфографики, так и доступное программное обеспечение.

В работе со студентами других специальностей рекомендуется заранее продемонстрировать учащимся возможности интернет-сервисов. Для этого целесообразно организовать домашнюю работу учащихся: предоставить ссылки на ресурсы и обучающие ролики для самостоятельного ознакомления. Далее можно приступать к созданию инфографики на уроках и к подготовке индивидуальных творческих проектов. Проектно-исследовательский метод обучения предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповой работы и успешно справляется с формированием универсальных учебных действий. Наиболее эффективной с точки зрения целеполагания будет организация интегрированных уроков (информатика, история, литература и т.д.), что позволит усилить межпредметные связи, снизить перегрузку учащихся, расширить сферу получаемой информации, подкрепить мотивацию к обучению, исключить дублирование и освободить учебное время для углубленного изучения другого явления. Результатом такой продуктивной работы могут стать инфографические инструкции, памятки, плакаты, путеводители.

Сегодня все большую популярность в обучении завоевывает интерактивная инфографика, позволяющая пользователю не просто наблюдать, но и взаимодействовать с данными, которые он видит на экране. Студенты специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах в создании инфографических объектов применяют HTML, JavaScript, фреймворки для визуализации данных. Так, на этапе дипломного проектирования студентка использовала возможности JavaScript-библиотеки визуализации данных Highcharts, как показано на рисунке, что позволило взаимодействовать с данными, отображенными в гистограмме, выбирать интересующие показатели, получать интерактивную справку.

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе позволяет человеку, который проходит тот или иной курс, фактически самому управлять этим процессом. Такой подход является одним из самых передовых в современном педагогическом дизайне. В условиях изменяющейся образовательной парадигмы требования к компетентности педагога также постоянно актуализируются. Современный педагог должен владеть всеми умениями, навыками, установками, компетенциями и практиками, заложенными в основу медийно-информационной грамотности (МИГ).

Научно-методическая деятельность Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий разделена на несколько кластеров, один из которых посвящен МИГ-компетентности педагога. В рамках данного кластера нами разработана и утверждена на экспертном совете колледжа рабочая программа кластера, целью которого является формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов посредством использования инфографики в образовательном процессе. Кластер входит в цикл институционального групповой работы по повышению квалификации специалистов колледжа. Программа кластера может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при повышении квалификации педагогических работников среднего профессионального образования. 

В Программе определены направления использования инфографики в образовательном процессе:

–  организация целенаправленного восприятия информации;

– запоминание информации с опорой на графические образы;

–  отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала;

–  способ делиться знаниями и результатами исследований;

– способ обработки данных исследований;

–  развитие визуального и критического мышления;

– формирование навыков функционального чтения.

Визуализация в обучении позволяет решить следующие педагогические задачи:

– обеспечение интенсификации обучения;

– активизация учебной и познавательной деятельности;

– формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия;

– формирование образного представления знаний и учебных действий;

– передача знаний;

– формирование умения распознавания образов;

– повышение визуальной грамотности и визуальной культуры;

– перенос образовательной информации;

– формирование навыков автоматизированного контроля знаний.

Таким образом, методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ФИЗКУЛЬТУРА

Одноклассники

 
 

ХОЧУ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ

ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.