Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных средств указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся".
Применение ИКТ на уроках иностранного языка является отличным подспорьем для учителя в его цели заинтересовать, увлечь учащихся, а через интерес и сформировать навыки, умения, преподнести материал.
Современные тенденции в преподавании ИЯ связаны как с радикальной сменой методической парадигмы, так и с техническим обновлением процесса обучения, что выражается в использовании мультимедийных средств. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а дополняет его.
Сегодня использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:
Не случайно положительная мотивация обучающихся стоит в данном списке на первом месте, так как именно сниженный уровень мотивации является одной из проблем обучения любого иностранного языка. Особенно остро эта проблема ощущается учителями французского и немецкого языка. Поэтому одной из задач учителя иностранного языка является сделать учебный предмет интересным - это значит сделать действенным или создать вновь определенный мотив.
Как сказал французский просветитель Франсуа Рабле, “Ребёнок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить”.
До недавнего времени к средствам обучения, повышающим мотивацию изучения иностранного языка, относились:
- игра
- школьный учебник
- проектная деятельность
- факультативные курсы.
Однако времена меняются, и на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии.
Конечно, детям очень нравятся уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий. Игровые, ситуативные, проблемные приёмы создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Совместная деятельность (в парах, группах) особенно нравиться учащимся, часто вспоминают пословицу: “Одна голова - хорошо, а две – лучше”. В результате применения ИКТ на уроках повышается познавательная активность учащихся, улучшается подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. В данном случае оправдывается метод обучения в сотрудничестве (не только между детьми, но и с преподавателем).
При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:
Все используемые методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную динамику учащихся. Особенно это касается работы с интерактивной доской. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать возможности интерактивной доски, которая вызывает заинтересованность в изучении ИЯ. А так как компьютер для большинства детей – игрушка, то и обучение происходит в игровой форме. Активизируется познавательная, творческая активность у детей. У детей наблюдается рост конструктивно-коммуникативных компетенций.
Интерактивная доска обладает следующими преимуществами:
Основные преимущества
Кроме того, интерактивная доска имеет ряд преимуществ для преподавателей:
И, конечно же, интерактивная доска обладает рядом преимуществ для учащихся:
Интерактивная доска даёт возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:
Простота использования и разнообразие ресурсов увлекает учеников больше, чем традиционные занятия.
Среди многочисленных возможностей интерактивной доски особое место занимают Интернет-ресурсы, среди которых огромное количество сайтов, предлагающих материал как для использования на уроках, так и для подготовки к ним.
Так, всем учителям немецкого языка известны ресурсы сайта Гёте-института в Москве. В канун католического Рождества на сайте можно было найти оригинальный рождественский календарь, который предоставлял информацию о многочисленных символах Рождества. Существуют также многоязычные сайты, где можно найти материал сразу на нескольких языках.
Интернет предлагает также многочисленные проекты, в том числе по переписке. Так с учениками 4-х классов мы принимаем участие в E-Mail-проекте Гёте-института “Das Bild der anderen”, где участники из разных стран могут найти друзей по переписке. Другие E-Mail-проекты Гёте-института «Одиссея» и «Медитерания», участники которого переписываются друг с другом, не зная, из какой страны и города их партнеры. Цель переписки – как можно быстрее догадаться, из какой страны и из какого города твой партнер по переписке.
В глобальной сети Интернет можно также пройти On-line тестирование и определить уровень владения тем или иным ИЯ. Ну, конечно, Интернет дает информацию о различных региональных и международных конкурсах как для учеников различного возраста, так и учителей.
В заключение можно сделать следующий вывод: применение ИКТ на уроках ИЯ является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является важным фактором успешности в обучении на любом этапе.
Конечно, компьютер не заменит учителя, он только эффективный помощник, позволяющий повысить качество обучения и эффективность контроля. Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но с уверенностью можно сказать, что проблема единообразия обучения будет в значительной степени решена.
Использование информационно-коммуникативных технологий предоставляет более широкие возможности для преподавания немецкого языка, делает процесс обучения творческим, способствует повышению мотивации и интереса учащихся к изучению английского языка, позволяет более качественно усваивать материал, повышает результативность в обучении.