Цель: расширить знания о жизни и творчестве поэта, приобщить к искусству пушкинского слова, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство гордости за национальную поэзию.
Оборудование: интерьер 19 века, на столах и фортепиано горят свечи, на задней стене – портрет А.С.Пушкина.
Каталог компетенций, формируемых на уроке.
Базовая компетенция: умение учиться.
Составляющая компетенция: уметь конспектировать, сокращать слова и сжимать фразы.
Тип: комбинированный урок.
Цели:
образовательные:
- понимание авторского замысла, осознание его, определение проблем;
Цель: формирование умения передачи патриотического содержания басни “Волк на псарне” литературными средствами выразительности.
Цель: исследование образа молодого человека XVIII века: показать, каким должен и каким не должен быть молодой дворянин в понимании Д.И. Фонвизина.
Цель:
помочь увидеть, почувствовать особую атмосферу мира героев романа Ф.М.Достоевского;
привить навыки глубинного анализа текста художественного произведения;
настроить на внимательное, вдумчивое прочтение романа "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.
Цели:
Повторить и обобщить изученное по русскому языку и литературе в V классе;
Развивать творческое воображение учащихся;
Научить всматриваться и вслушиваться в окружающий мир, применяя полученные на уроках русского языка и литературы знания, умения и навыки.
Цель:
познакомить учащихся с творчеством самобытного поэта;
рассмотреть особенности лирики Гумилёва;
воспитывать вкус учащихся в связи с изучением поэзии;
Цели и задачи урока.
Выявить закономерности художественного произведения, связанные с миром природы и миром людей в стихотворении.
Рассмотреть образ бурлаков, отметить его связь с образами физической и духовной смерти, безволия, безнадёжности, механистичности потери человечности.
Цели урока:
Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
Обратить внимание на символику числа три в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
Целеполагание.
Цели для учителя:
выявить у учащихся восприятие главы о Плюшкине;
Цель: cоздание целостной картины мира через анализ поэтического текста, восприятие музыки и живописи.
Задачи.
Развивать навыки сопоставительного анализа произведений разных жанров.
Цели урока:
1) уметь думать над текстом (читать, воспринимать, интерпретировать произведение);
2) развивать навыки самостоятельного исследования образов главных героев;
3) способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников.
Ни для кого сегодня не секрет, что Пётр Васильевич Лебеденко стал для многих людей своего и последующих поколений любимым писателем. Читатели и критики отмечают характерные для его книг живость изображения, чувство сопричастности автора всему описываемому, безукоризненное владение материалом, которое даётся только жизнью.
Цели:
Пробуждение интереса учащихся к творчеству А.С. Пушкина.
Привитие любви к русской поэзии.
Цели:
Обучающая:
продолжить формирование понимания путей перерождения интеллигентного человека в человека пошлого;
систематизировать понятия «инерции» и «инертности».
Цель: развитие представления о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов.
Задачи:
создать условия для восприятия художественного поэтического текста посредством ассоциативных образов музыки и живописи.
Цели:
знакомство с событиями жизни и творчеством писателей и поэтов Москвы, погибших в годы Великой Отечественной войны;
воспитание чувства патриотизма;
формирование интереса к литературе XX века.
Цели:
Организовать учащихся на исследовательскую работу по сопоставлению народной сказки с литературной сказкой.
Показать им (через сопоставление сказок), что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
Цели:
Углубление и систематизация знаний о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”, его идейном содержании.
Развитие умений анализировать эпизод, определять его место в образной структуре произведения и значение в постижении авторской идеи, обнаруживать связь между эпизодом как самостоятельным фрагментом текста и произведением в целом.
1. Разминка капитанов
1. Кто из героев Гоголя...
1. ... превыше всего ценил товарищество? (Тарас Бульба)
1. Вступительное слово учителя. Определение задач урока.
“Вот тут, в этом самом Головлеве, было когда-то целое человечье гнездо - каким образом случилось, что и пера не осталось от этого гнезда?” К ответу на вопрос, поставленный М.Е. Салтыковым – Щедриным в романе “Господа Головлевы”, мы шли постепенно, знакомясь с историей трех поколений головлевского рода. Но писатель главное внимание сосредоточил на раскрытии внутреннего мира Порфирия Головлева, представителя второго поколения, “мелкого”, ничтожного человека, образ которого вызывает у нас негодование, боль, смятение, желание вмешаться в ход событий романа и предотвратить бесконечные предательства, ведущие к невыносимым мукам совести.
Цели урока:
- познакомить учащихся с личностью биографией и особенностями творчества Н.М. Рубцова;
- совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений и эмоционально на них откликаться;
- воспитывать способность сопереживать, уважение к чувствам другого человека.
Тип урока: вторичная работа с текстом.
Цель урока: показать понимание анимализма как жанра, развивать представление о художественном образе в литературе и живописи; закрепление навыков составления планов разных видов (простой, сложный, развернутый, вопросный, тезисный, в рисунках, цитатный), развитие понимания необходимости использования плана при работе с текстом, знакомство с элементами анализа текста, воспитание вдумчивого читателя.
Цель урока: знакомить с приемом сравнительной характеристики – антитезой, дать характеристику литературным героям.
Задачи:
образовательная: учить анализировать эпизод, делать сравнительную характеристику;
Цель: определение сюжеты пьесы к категории “вечных” сюжетов.
Задачи: проверить знания художественного текста, формировать умение адаптироваться во времени, в которое написано произведение, продолжить работу над языковой культурой обучающихся.
Цель: подведение итогов анализа творчества В.С. Высоцкого.
Метод обучения: использование человекосообразной технологии.
Оборудование: портреты и фотографии А. Грина, портрет К. Паустовского, рисунки учащихся, выставка книг А. Грина и К. Паустовского аудиозапись адажио из концерта “Аранхуэз” для гитары с оркестром, карточки с афоризмами, тесты.
Цели урока:
обучение выявлению авторской позиции в различных источниках информации;
развитие умений анализа, синтеза, сопоставления и резюмирования информации;
воспитание осознания человеческой личности как части человечества и мировой культуры.