logo
 

Литература  испокон веков играла весомую  роль в развитии общества, находясь на стыке искусства и науки. Произведения зарубежной литературы взывали к  жизни и поддерживали многие течения  искусства, влияли на политические перемены и, благодаря своему величию не утратили актуальность и по сей день. Новые литературные стили помогали человеку вписаться в новую реальность, литературные произведения зачастую опережали события – мы и сейчас, читая труды тысячелетней давности, можем с удивлением отметить, что ничего не изменилось, констатировать цикличность истории.

Преподавание  литературы в общеобразовательной  школе сегодня строится согласно традиционной программе Т.Ф. Курдюмовой. Гораздо менее распространены другие программы, в том числе программа А.Г. Кутузова, которая, отличается рядом достоинств. Это объясняется многими факторами. Одним из них является некоторая боязнь обилия произведений зарубежной литературы, которые включены в данную программу.

В целом методика обучения зарубежной литературе опирается на общеметодические требования.

Несомненно, курс русской  литературы обладает важным и актуальным для современного воспитательно-образовательного достоинством в области гражданско-патриотического  воспитания,  а именно – призван  воспитать любовь  и уважение к национальным памятникам литературы. Однако обращение к произведениям зарубежных авторов параллельно с изучением отечественной литературы не умоляет достоинств последней, а, напротив, позволяет адекватно оценить нравственно-эстетическую уникальность русской литературы в контексте литературы мировой и, по мнению автора другой вариативной программы по литературе, М.Б.Ладыгина, "дает возможность установить принципы культурного взаимодействия нардов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию".

В кругу предметов, изучаемых в  современной средней школе, входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы.

Школьный  курс зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода включающего  аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений. При этом приоритет отдается рассмотрению литературы, как виду искусства. Михальская Н.П. считает, что такой подход позволяет более эффективно решить главную задачу – ввести ребенка в мир художественной литературы, радость общения которыми рождается не от излишнего теоритизированного материала, а от непосредственного общения с текстом.

В школьный курс включены произведения литературной классики доступные для восприятия учащимися 5-9 классов. Знакомство с зарубежной литературой осуществляется в два этапа:

    1 этап – 5-7 класс;

    2 этап – 8-9 класс.

Структура каждого из них определяется хронологической  последовательностью. Иногда применяется  и жанрово-тематический принцип. Например, при изучении жанра литературная сказка. 

 

 

Автор, произведение и класс

Аспекты изучения

5 класс

Братья Гримм: «Белоснежка»

 
 
 
 
 

Братья  Гримм: «Шесть лебедей»

 
 
 
 
 
 

Вильгельм Гауф: «Карлик нос»

 
 
 
 
 
 

Ханс Кристиан Андерсен: «Дикие лебеди»

 
 
 
 

5) Редьярд Джозеф  Киплинг: «Кошка, гулявшая сама по себе» 
 
 
 
 
 

роль предметов  и образов в сказке;

умение анализа;

выразительное чтение;

навыки пересказа.

навыки  анализа;

роль предметов в сказке;

роль магических обрядов;

навыки пересказа.

навыки  анализа;

определение жанра произведения;

выразительное чтение;

формулировка темы сказки.

навыки  сравнения;

образ повествователя;

навыки пересказа;

навыки анализа.

характер  повествователя;

навыки анализа;

формулировка основной мысли произведения;

отличия анималистической сказки от фольклорной.

Джералд Малколм  Даррел: «Говорящий сверток» четвертая  глава

Джанни  Родари: «Сказки по телефону»

 
 
 
 

Джон Рональд  Руэл Толкиен: «Хоббит, или Туда и обратно».

 
 

Туве Янсон: «Последний в мире дракон»

Даниэль Дефо: «Робинзон Крузо»

 
 
 

Рудольф Эрих Распхэ: «Приключение барона Мюнхгаузена»

 
 
 

Марк Твен: «Приключение Тома Сойера»

 
 

Астрид  Линдгрен: «Приключение Кале Блюмквиста»

Болеслав  Лесьмян: «Новые приключения Синдбада-Морехода»

 
 

навыки  пересказа;

сопоставление сказочной повести с героями мифов.

объяснить название сказок;

навыки анализа;

творческое задание (сочинение).

навыки  анализа;

навыки пересказа;

объяснить название главы.

навыки  анализа;

навыки пересказа.

 
 

навыки  анализа;

навыки пересказа;

размышление над текстом.

навыки  анализа;

навыки пересказа;

творческое задание (сочинение).

навыки  анализа;

навыки пересказа;

инсценировка рассказа.

навыки  анализа;

творческое задание (сочинение).

сравнение с рассказом «Шехерезада»;

творческое задание (сочинить рассказ).

Ганс Христиан Андерсен: «Снежная Королева»

 
 
 
 
 

Эдвард  Лир (биография) «Лимериков»

 
 
 

Рэй Дуглас Брэдбери: «Дядюшка Эйнар»

 
 

Жак Превер: «Как нарисовать птицу»

составление сценария;

навыки выразительного чтения;

чтение по ролям;

навыки анализа;

творческое задание.

самостоятельное чтение произведения;

навыки анализа.

навыки  анализа.

 
 
 

размышление на тему «Искусство и счастье»

6 класс

1) Теренс Хентери  Уайт «Свеча на ветру» (в сокращении) 

2) Марк Твен: «Приключение Гекльберри Финна» (в сокращении) 
 
 
 

3) Жюль Верн: «Таинственный остров» 
 
 
 
 

4) Оскар Уайльд: «Кентервильское приведение»

составление плана;

навыки анализа.

 
 

навыки  анализа;

выявление рассказчика;

описание определенного момента в тексте;

навыки пересказа.

навыки  анализа;

составление портретов героев;

самостоятельное изучение произведения;

сопоставление разных произведений.

навыки анализа;

пересказ определенных событий;

навыки выразительного чтения;

чтение в лицах;

определение жанра.

 
Франсуа Рабле: «Гаргантюа и Пантагрюэль»

навыки анализа;

навыки пересказа.

Марк Твен: «Приключение Гекльберри Финна»

Джек Лондон: «Любовь к жизни»

 
 

пересказ;

самостоятельное изучение.

навыки  анализа;

сравнение с другими рассказами.

 
Антуан  де Сент – Экзюпери: «Маленький принц»

характеристика главного героя;

навыки анализа.

7 класс

1) Марк Твен: «Как я редактировал сельскохозяйственную  газету» 
 

2)Артур Конан  Дойл: «Пляшущие человечки» 
 
 
 

Роберт  Шекли: «Запах мысли»

определить  жанр текста;

пересказ;

характеристика героев.

анализ  текста;

пересказ;

характеристика героев;

оценка произведения.

анализ  текста;

описать события;

доказать что это фантастика.

 
Уильям  Шекспир: «Ромео и Джульетта»

самостоятельное чтение;                        

характеристика героев;

озаглавить акты;

анализ текста.

Проспер Мериме: «Матео Фальконе»

 
 
 
 
2) О. Генри: «Дары волхвов»

анализ  текста;

характеристика героев;

сопоставление сцен;

размышление.

характеристика  героев;

описание деталей;

определение жанра;

смысл названия рассказа.

8 класс

1) Томас Мэлори: «Смерть Артура» главы из романа 
 
 

Данте Алигьери: «Божественная комедия»

 
 
 
 

Дезидерий Эразм Ротердамский: «Исповедь солдата»

 
 
 
 

Уильям  Шекспир: «Гамлет»

 
 

Мигель  де Сервантес Соаведра: «Хитроумный  идальго дон Кихот Ламанчский»

 
 

Франсиско де Кеведо-и-Вильегос: «История жизни  пройдохи по имени Дон Паблос»

 
 
 

7) Вольтер: «Кандид,  или оптимизм»

анализ  текста;

составить образы героев;

охарактеризовать сцены.

прочитать;

анализ текста;

характеристика образа повествователя;

пересказ отрывка;

написать сочинение.

художественные  средства в произведении;

характеристика героя;

выразительное чтение.

сущность  трагедии;

характеристика героев.

прочитать;

характеристика героя;

сопоставление характеров героев;

написать сочинение.

характеристика  героев;

авторская позиция в романе;

подготовить сообщение.

идеи произведения;

предмет сатиры в произведении;

характер героя;

сопоставительная характеристика героев;

проблемы в произведении;

написать сочинение.

9 класс

1) Уильям Шекспир:  «Ромео и Джульетта» 
 
 
 
 

2) Мигель де Сервантес Соаведра: «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский» 

3) Оскар Уайльд: «Кентервильское приведение»

самостоятельно  прочитать;

характеристика героев;

выразительные средства пьесы.

характеристика героя;

самостоятельное чтение.

мотивы, используемые автором;

противоречие автора в рассказе;

характеристика героев.

Исходя  из анализа программ по литературе, делаем вывод, что для достижения полного осмысления учащимися основной школы представлений о зарубежной литературе необходимо уделять больше времени на ее изучение. 

 

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ФИЗКУЛЬТУРА

Одноклассники

 
 

ХОЧУ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ

ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.