Литература испокон веков играла весомую роль в развитии общества, находясь на стыке искусства и науки. Произведения зарубежной литературы взывали к жизни и поддерживали многие течения искусства, влияли на политические перемены и, благодаря своему величию не утратили актуальность и по сей день. Новые литературные стили помогали человеку вписаться в новую реальность, литературные произведения зачастую опережали события – мы и сейчас, читая труды тысячелетней давности, можем с удивлением отметить, что ничего не изменилось, констатировать цикличность истории.
Преподавание литературы в общеобразовательной школе сегодня строится согласно традиционной программе Т.Ф. Курдюмовой. Гораздо менее распространены другие программы, в том числе программа А.Г. Кутузова, которая, отличается рядом достоинств. Это объясняется многими факторами. Одним из них является некоторая боязнь обилия произведений зарубежной литературы, которые включены в данную программу.
В целом методика обучения зарубежной литературе опирается на общеметодические требования.
Несомненно, курс русской литературы обладает важным и актуальным для современного воспитательно-образовательного достоинством в области гражданско-патриотического воспитания, а именно – призван воспитать любовь и уважение к национальным памятникам литературы. Однако обращение к произведениям зарубежных авторов параллельно с изучением отечественной литературы не умоляет достоинств последней, а, напротив, позволяет адекватно оценить нравственно-эстетическую уникальность русской литературы в контексте литературы мировой и, по мнению автора другой вариативной программы по литературе, М.Б.Ладыгина, "дает возможность установить принципы культурного взаимодействия нардов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию".
В кругу предметов, изучаемых в современной средней школе, входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы.
Школьный курс зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений. При этом приоритет отдается рассмотрению литературы, как виду искусства. Михальская Н.П. считает, что такой подход позволяет более эффективно решить главную задачу – ввести ребенка в мир художественной литературы, радость общения которыми рождается не от излишнего теоритизированного материала, а от непосредственного общения с текстом.
В школьный курс включены произведения литературной классики доступные для восприятия учащимися 5-9 классов. Знакомство с зарубежной литературой осуществляется в два этапа:
1 этап – 5-7 класс;
2 этап – 8-9 класс.
Структура каждого из них определяется хронологической последовательностью. Иногда применяется и жанрово-тематический принцип. Например, при изучении жанра литературная сказка.
Автор, произведение и класс |
Аспекты изучения |
5 класс Братья Гримм: «Белоснежка» Братья Гримм: «Шесть лебедей» Вильгельм Гауф: «Карлик нос» Ханс Кристиан Андерсен: «Дикие лебеди» 5) Редьярд Джозеф Киплинг: «Кошка, гулявшая сама по себе» |
роль предметов и образов в сказке; умение анализа; выразительное чтение; навыки пересказа.
навыки анализа; роль предметов в сказке; роль магических обрядов; навыки пересказа.
навыки анализа; определение жанра произведения; выразительное чтение; формулировка темы сказки.
навыки сравнения; образ повествователя; навыки пересказа; навыки анализа.
характер повествователя; навыки анализа; формулировка основной мысли произведения; отличия анималистической сказки от фольклорной. |
Джералд Малколм Даррел: «Говорящий сверток» четвертая глава
Джанни Родари: «Сказки по телефону» Джон Рональд Руэл Толкиен: «Хоббит, или Туда и обратно». Туве Янсон: «Последний в мире дракон»
Даниэль Дефо: «Робинзон Крузо» Рудольф Эрих Распхэ: «Приключение барона Мюнхгаузена» Марк Твен: «Приключение Тома Сойера» Астрид Линдгрен: «Приключение Кале Блюмквиста»
Болеслав Лесьмян: «Новые приключения Синдбада-Морехода» |
навыки пересказа; сопоставление сказочной повести с героями мифов.
объяснить название сказок; навыки анализа; творческое задание (сочинение).
навыки анализа; навыки пересказа; объяснить название главы.
навыки анализа; навыки пересказа. навыки анализа; навыки пересказа; размышление над текстом.
навыки анализа; навыки пересказа; творческое задание (сочинение).
навыки анализа; навыки пересказа; инсценировка рассказа.
навыки анализа; творческое задание (сочинение).
сравнение с рассказом «Шехерезада»; творческое задание (сочинить рассказ). |
Ганс Христиан Андерсен: «Снежная Королева» Эдвард Лир (биография) «Лимериков» Рэй Дуглас Брэдбери: «Дядюшка Эйнар» Жак Превер: «Как нарисовать птицу» |
составление сценария; навыки выразительного чтения; чтение по ролям; навыки анализа; творческое задание.
самостоятельное чтение произведения; навыки анализа.
навыки анализа. размышление на тему «Искусство и счастье» |
6 класс 1) Теренс Хентери Уайт «Свеча на ветру» (в сокращении) 2) Марк Твен: «Приключение Гекльберри Финна» (в сокращении) 3) Жюль Верн: «Таинственный остров» 4) Оскар Уайльд: «Кентервильское приведение» |
составление плана; навыки анализа. навыки анализа; выявление рассказчика; описание определенного момента в тексте; навыки пересказа.
навыки анализа; составление портретов героев; самостоятельное изучение произведения; сопоставление разных произведений.
навыки анализа; пересказ определенных событий; навыки выразительного чтения; чтение в лицах; определение жанра. |
|
навыки анализа; навыки пересказа. |
Марк Твен: «Приключение Гекльберри Финна»
Джек Лондон: «Любовь к жизни» |
пересказ; самостоятельное изучение.
навыки анализа; сравнение с другими рассказами. |
|
характеристика главного героя; навыки анализа. |
7 класс 1) Марк Твен: «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» 2)Артур Конан Дойл: «Пляшущие человечки» Роберт Шекли: «Запах мысли» |
определить жанр текста; пересказ; характеристика героев.
анализ текста; пересказ; характеристика героев; оценка произведения.
анализ текста; описать события; доказать что это фантастика. |
|
самостоятельное чтение; характеристика героев; озаглавить акты; анализ текста. |
Проспер Мериме: «Матео Фальконе» |
анализ текста; характеристика героев; сопоставление сцен; размышление.
характеристика героев; описание деталей; определение жанра; смысл названия рассказа. |
8 класс 1) Томас Мэлори: «Смерть Артура» главы из романа Данте Алигьери: «Божественная комедия» Дезидерий Эразм Ротердамский: «Исповедь солдата» Уильям Шекспир: «Гамлет» Мигель де Сервантес Соаведра: «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский» Франсиско де Кеведо-и-Вильегос: «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» 7) Вольтер: «Кандид, или оптимизм» |
анализ текста; составить образы героев; охарактеризовать сцены.
прочитать; анализ текста; характеристика образа повествователя; пересказ отрывка; написать сочинение.
художественные средства в произведении; характеристика героя; выразительное чтение.
сущность трагедии; характеристика героев.
прочитать; характеристика героя; сопоставление характеров героев; написать сочинение.
характеристика героев; авторская позиция в романе; подготовить сообщение.
идеи произведения; предмет сатиры в произведении; характер героя; сопоставительная характеристика героев; проблемы в произведении; написать сочинение. |
9 класс 1) Уильям Шекспир: «Ромео и Джульетта» 2) Мигель де Сервантес Соаведра: «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский» 3) Оскар Уайльд: «Кентервильское приведение» |
самостоятельно прочитать; характеристика героев; выразительные средства пьесы.
характеристика героя; самостоятельное чтение.
мотивы, используемые автором; противоречие автора в рассказе; характеристика героев. |
Исходя из анализа программ по литературе, делаем вывод, что для достижения полного осмысления учащимися основной школы представлений о зарубежной литературе необходимо уделять больше времени на ее изучение.